Назад к списку

Как выжить малому ритейлу в конкурентной среде?

Малый розничный бизнес ежедневно сталкивается с массой проблем и трудностей, которые он вынужден преодолевать, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции. Малый бизнес, в отличие от гигантов ритейла, не имеет больших оборотов и, как следствие, закупочная стоимость перепродаваемых товаров существенно превышает закупочную стоимость у лидеров рынка. Это приводит к тому, что небольшие розничные точки продают товары конечным потребителям по более высоким ценам, чем это делают крупные игроки.


Какие же преимущества есть у малого ритейла по сравнению с большими сетевыми магазинами? Самое главное преимущество - это географическое месторасположение. "Магазин у дома" создает ценность для потребителей, поскольку они тратят меньше времени на сам поход в магазин и стояние в очередях. За это они платят чуть большую цену, но при этом экономят собственное время. Данное преимущество работает в условиях, когда покупатель желает приобрести небольшое количество товаров. В противном случае, потребитель точно выберет большой магазин из-за более низких цен и более широкого товарного ассортимента.

Ввиду отличающейся структуры затрат малого и крупного ритейла, а также требуемой рентабельности бизнеса, благодаря географическому месторасположению малый ритейл получает возможности для существования на рынке (по крайней мере до тех пор, пока технологии не дойдут до того, что доставка продуктов питания в жилые помещения будет осуществляться быстрее, чем физических выход покупателя в "магазин у дома").

Но как малому бизнесу конкурировать с себе подобными? Развернутый ответ на этот вопрос может не уместиться даже на 100 страницах текста. Важно отметить, что при прочих равных условиях, в конкурентной борьбе победит тот бизнес, который ведет деятельность более эффективно, чем его конкуренты. Экономическую эффективность возможно увеличивать за счет сокращения издержек, а можно за счет увеличения выручки. Именно здесь важнейшую роль начинают играть выстроенные процессы ценообразования на продаваемые товары и услуги.

На практике малый ритейл всегда использует затратные подходы к ценообразованию. Это связано, в первую очередь, с нехваткой технологических возможностей, а также сформировавшимися рыночными ценами, которые диктуются более крупными участниками рынка.

Используя затратные подходы, малый бизнес попадает в ловушку "неэффективного ценообразования". Дело в том, что эти методы не учитывают структуру потребительского спроса, что приводит к недополучению бизнесом прибыли. Ведь если бы бизнес точно знал, сколько человек и по какой цене готовы у него купить каждый товар, то, определив наиболее выгодные оптимальные цены, смог бы зарабатывать больше, чем его конкуренты, что определило бы его лидерские позиции на своем локальном рынке.