Назад к списку

Взаимозависимости между товарами

С первого взгляда может показаться, что процесс установления цены на товар зависит исключительно от его потребительских свойств, структуры потребительского спроса, себестоимости, а также цен конкурентов. Однако при более детальном рассмотрении проблемы эффективного ценообразования выясняется, что никакой товар нельзя рассматривать независимо от всего остального товарного ассортимента. Изменение цен на одни товары всегда оказывает некоторое влияние на спрос на другие товары. Это объясняется тем, что некоторые товары являются по отношению друг к другу товарами-заменителями, а некоторые — товарами-дополнителями.

Рассмотрим пример кафе, осуществляющей торговлю тремя типами продуктов: бургеры, напитки и кальяны. Очень редко случается так, что человек, заказывающий бургер, будет есть его всухомятку. Скорее всего, в дополнение к бургеру он закажет еще и какой-то напиток. В то же время, если из товарного ассортимента внезапно исчезнет один из видов бургеров, клиент без особых сожалений купит его заменитель — другой похожий на него бургер. При этом вне зависимости от сделанного заказа, клиент может как заказать кальян, так и не заказывать его. Это означает, что кальяны независимы относительно прочих разновидностей товарного ассортимента.

Таким образом, изменяя цену на один товар, изменяется спрос не только на него, но и на связанные с ним товары-заменители и товары-дополнители. Данный феномен описывается в микроэкономике в рамках исследования свойств перекрестной эластичности.

Для проведения ценовой оптимизации необходимо не только уметь устанавливать факт взаимозависимости между товарами, но также научиться измерять эту степень количественно. В нашей компании используются специальные метрики, позволяющие на основании истории продаж Заказчика, математически оценить меру зависимости между каждой парой товаров.

При проведении ценовой оптимизации, компания выстраивает динамическую систему, учитывающую индивидуальные характеристики товаров, а также степень их взаимосвязанности между собой. Решением построенной динамической системы является набор цен, при которых выручка бизнеса будет наибольшей.

В среднем, проведение ценовой оптимизации, увеличивает выручку бизнеса на 1%.